Халирбагинова Б.Н., Тряпочкина Ю.М.
Советы к ЕГЭ | Печать |  E-mail

Советы по эффективному выполнению заданий ЕГЭ

 

Раздел «Чтение»

Первое задание (В2)

Понимание основного содержания текста

 

До чтения текстов

  1. Заранее ознакомиться с форматом задания и с требованиями по заполнению бланков для данного задания.
  2. Прочитать заголовки (темы или краткие утверждения) и попытаться определить:

·        что их объединяет (тема, проблема, ситуация, ключевое слово и т.д.);

·        чем они отличаются друг от друга (проблемой, отношением к проблеме и т.д.).

  1. В процессе изучения заголовков (тем, кратких утверждений) подчеркивать в них ключевые слова, делать другие пометки, помогающие понять их смысл и отличия.
  2. Глядя на заголовки, попытаться предвосхитить основное содержание текста, подходящего к каждому из них по смыслу,  а также те слова, которые необходимы для раскрытия данной темы \ проблемы \ ситуации.

 

Во время первого прочтения

  1. Последовательно просматривать каждый из предложенных текстов, игнорируя незнакомые слова и выражения, не углубляясь в детальное понимание его содержания. После беглого просмотра каждого текста подобрать к нему один или несколько возможных заголовков, предложенных в задании.
  2. По мере прочтения каждого текста отмечать все возможные варианты ответа, указывая нужные буквы рядом с текстом или нужные цифры рядом с буквами.
  3. Делать нужные исправления по ходу чтения, т. к. после ознакомления с другими текстами некоторые варианты предыдущих ответов будут определяться точнее, в том числе и отпадать методом исключения.
  4. При возникших затруднениях с определением соответствия текста заголовку (теме, краткому утверждению), прочитать текст и попытаться сформулировать его основную идею самостоятельно, затем выбрать наиболее близкую по содержанию из оставшихся вариантов ответа и отметить ее.

 

Во время второго прочтения

  1. Обратить особое внимание на тексты, где изначально были выбраны несколько возможных соответствий.
  2. Обосновать самому себе выбор того или иного соответствия с опорой на текст.
  3. Проверить правильность других выбранных соответствий.

После прочтения

  1. Записать окончательный вариант ответа в таблицу после задания.
  2. Определить лишний заголовок (тему, краткое утверждение).
  3. Еще раз проверить точность записи всех ответов.

 

 

Второе задание (В3)

Понимание структурно-смысловых связей текста

 

Во время первого прочтения

  1. Заранее ознакомиться с форматом задания и с требованиями по заполнению бланков для данного задания.
  2. Бегло просмотреть весь текст (без выделенных фрагментов), попытаться определить его тему и основное содержание.
  3. Прочитать выделенные фрагменты и определить структурные особенности начала фрагмента (с точки зрения использования грамматических и лексических норм сочетаемости), если таковые имеются.

 

Во время второго прочтения

  1. Читать текст последовательно, обращая особое внимание на последнее слово или выражение перед каждым пропуском. Если это слово или выражение требует определенного согласования или управления (использование герундия, инфинитива, предлога, союза и т.д.) , надо искать соответствующее начало в выделенном фрагменте.
  2. Если одна и та же грамматическая структура используется в начале нескольких выделенных фрагментов, учитывать смысловое содержание предложения с пропуском, а также предыдущих и последующих предложений.
  3. По ходу чтения отмечать все возможные варианты соответствий, указывая нужные буквы рядом с цифрой пропуска или нежные цифры рядом с буквами, обозначающими выделенные фрагменты.
  4. Делать нужные исправления по ходу чтения, т. к. после каждого заполненного пробела неясные варианты ответов будут определятся точнее, отпадать методом исключения.
  5. Обратить особое внимание на пропуски, где изначально были выбраны несколько возможных соответствий. Обосновать для себя выбор того или иного соответствия с учетом грамматических и лексических норм сочетаемости, принятых в английском языке и\или с опорой на содержание текста.
  6. Проверить обоснованность других выбранных соответствий.

 

После прочтения

  1. Записать окончательный вариант ответа в таблицу после задания.
  2. Определить лишний фрагмент.
  3. Еще раз проверить точность записи всех ответов.

 

 

Третье задание (А15-А21)

Детальное понимание текста

 

До чтения текста

  1. Заранее ознакомиться с форматом задания и с требованиями по заполнению бланков для данного задания.
  2. Прочитать только вопросы или начала предложений без предложенных вариантов ответа, чтобы определить примерное содержание текста, а также характер запрашиваемой информации.
  3. Прочитать варианты предлагаемых ответов в тех случаях, когда без них неясна суть запрашиваемой информации.

 

Во время первого прочтения

  1. Выполнять задание последовательно. Помнить, что последовательность тестовых вопросов связана с последовательностью развития сюжета текста.
  2. С каждым вопросом работать по предлагаемой схеме:

·        прочитать текстовое задание целиком (начало предложения или вопрос и все варианты ответа);

·        определить суть запрашиваемой информации, т. е. Понять, что лежит в основе запрашиваемой информации: слово, словосочетание, предложение, абзац и\или весь текст;

·        найти место, где запрашиваемая информация дается в тексте;

·        понять, чем предлагаемые варианты ответов отличаются друг от друга;

·        отбросить очевидно неверные варианты и определить наиболее вероятный ответ;

·        доказать, что остальные варианты неверны или что в тексте нет информации, предлагаемой в ответах. Для этого стоит обратить особое внимание на различия между основной идеей и второстепенной информацией в проверяемом фрагменте текста и в содержании самого вопроса, а также на различия между явно и неявно выраженной информацией.

  1. Если вы не можете осознанно выбрать ни один из предложенных вариантов, не понимаете сути вопроса, все равно не оставляйте задание без ответа. Выбирайте ответ интуитивно.

 

После прочтения

  1. Убедитесь в правильности выбора ответа в каждом тестовом задании.
  2. Зафиксировать результаты выполнения задания на черновике так, чтобы их можно было легко перенести в бланк ответа.

 

Раздел «Грамматика и лексика»

Первое задание (В4-В10)

Образование грамматических форм

 

  Заранее ознакомиться с форматом задания и с требованиями по заполнению бланков для данного задания.

 

Во время первого прочтения

  1. Просмотреть весь текст с пропусками, постараться понять его содержание, последовательность описываемых в нем событий и т. д.
  2. Определить, в каком времени идет основное повествование (в настоящем или прошедшем) и есть ли фрагменты текста, где используется будущее время.
  3. Есть ли в тексте прямая речь, и если да, то в каком времени там идет повествование и как оно соотносится с остальным текстом.

 

Во время второго прочтения

   При работе с каждым фрагментом текста с пропуском используйте следующую логику и последовательность действий:

·        прочитайте текст до первого пропуска и слово, написанное ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ на полях, и определите, какую грамматическую форму надо вставить в пропуск: глагольную форму (личную \ неличную); существительное (в единственном или множественном числе, в именительном или притяжательном падеже); прилагательное (в сравнительной или превосходной степени); числительное (порядковое или количественное) и т. д.;

·        если это глагольная форма, то необходимо решить: является ли она личной (видовременной) или неличной (инфинитивом, герундием, причастием); употребляется ли в активном или пассивном залоге; к какому времени относится (настоящему, прошедшему или будущему); требует ли согласования времен с учетом использования других глагольных форм в тексте и т. д.;

·        определить, есть ли у данной формы особенности написания, поскольку правильно выбранная грамматическая модель не будет засчитана как верный ответ, если в ней есть орфографическая ошибка.

 

После заполнения всех пропусков

  1. Прочитать весь текст с заполненными пропусками, проверить (мысленно обосновать) однозначность выбранного ответа.
  2. Записать окончательный вариант ответа в тексте задания.

 

 

 

Второе задание (В11-В16)

Словообразование

   Заранее ознакомиться с форматом задания и с требованиями по заполнению бланков для данного задания.

 

Во время первого прочтения

   Просмотреть текст с пропусками, постараться понять его содержание.

 

Во время второго прочтения

   Читать текст внимательно до пропуска. При работе с каждым фрагментом текста с пропуском используйте следующую логику и последовательность действий:

·        прочитать текст до пропуска и слово, написанное ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ на полях, и определить, какой частью речи должно являться пропущенное слово;

·        определить, используется ли данное слово в положительном или отрицательном значении в данном контексте;

·        образовать нужное слово с использованием нужных суффиксов или префиксов, а возможно и тех и других одновременно (особенно для слов с отрицательным значением);

·        если вы не знаете, как образовать слово от указанного опорного слова, вспомните суффиксы и префиксы, которые могут использоваться для образования данной части речи, используйте их, определите, насколько естественно выглядит образованное вами слово;

·        определите, есть ли у данной формы особенности написания, поскольку правильно выбранная словообразовательная модель не будет засчитана как верный ответ, если в ней есть орфографическая ошибка.

 

После заполнения всех пропусков

  1. Прочитать весь текст с заполненными пропусками, проверить (мысленно обосновать) однозначность выбранного ответа.
  2. Записать окончательный вариант ответа в тексте задания.

 

 

Третье задание (А22-А28)

Лексическое задание на множественный выбор

 

  Заранее ознакомиться с форматом задания и с требованиями по заполнению бланков для данного задания.

 

Во время первого прочтения

   Просмотреть текст с пропусками, постараться понять его содержание.

 

Во время второго прочтения

    1. Читать текст до пропуска. При работе с каждым фрагментом текста с пропуском использовать следующую логику:

·        читать внимательно весь фрагмент, но особое внимание уделить предложению с пропущенным словом;

·        внимательно изучить все предложенные варианты ответа, выбрать наиболее подходящий с учетом значения и норм лексической сочетаемости пропущенного слова. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ уделить синонимам (у них могут быть разные оттенки значения, они могут иметь различия в управлении и сочетаемости  с другими словами), а также созвучным словам или словам со сходным написанием (у них могут быть разные значения);

·        прочитать предложение с пропуском еще раз, убедиться, что выбранное слово является наиболее корректным для заполнения пропуска. ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР, определив, почему другие варианты неверны в данном случае. Если задание выполняется не на экзамене, проверить правильность сделанного выбора по словарю.

2. Обвести \ записать окончательный вариант ответа в тексте задания.

 

 

 

 

 

 

Скачать презентации:

1. Как правильно написать эссе.

2. Как правильно написать письмо.